Probably all familiar with the term anorexia. I hope, however, that such is not among my readers - this is truly a heavy illness, and the path to recovery tend to be long. But in this article we are not talking about it, and about another form of eating disorder, however, directed in a different direction. Ortoreksiya - Obsession characterized by an obsessive pursuit of "healthy eating", fixated on the man himself invented the rules of "usefulness".

This disorder - as an obsession only "clean" and "right" food - leads to significant restrictions in the choice of food and the endless remorse for what and how much was eaten, and only if the "right" was the product of (!) or dish.

И хотя термин этот не широко распространен и едва ли знаком многим из вас, однако люди с подобным расстройством встречаются все чаще (в своей практике ведения блога в Instagram о вкусной и здоровой пище людей с выше перечисленными симптомами я встречала не раз). Поэтому и решила написать эту статью – возможно, она поможет кому-нибудь увидеть свои ошибки, пересмотреть свое отношение к «здоровому» питанию и еде в целом.

Ortoreksiya: Symptoms

Not to be unfounded, we give some examples.

In its own observations, the right food for many people, if a set of prohibitions and restrictions"Fatter milk 2% - can not; any flour (if it were wholegrain or cereal / legumes with a low glycemic index) - a taboo; piece of butter - on pain of death; fruit after 16: 00 - in any case; and bananas with their calorie content - in general under any pretext; white rice and pasta - no and no again! ".

Such idols, like chocolate, homemade sweets, cakes (with "pure" composition, but, of course, high-calorie) and can not speak! Yes there cakes - all products (even helpful) with a high fat or glycemic index (above 50) strictly forbidden.

They are, according to ortoreksikov, can never, in any quantity and in any circumstances, otherwise happen ... terrible!

One day, by preparing their favorite pancakes (from different kinds of whole wheat flour), I heard from a friend, "and this is it acceptable with proper nutrition?". And why not .. After all, as a part of pancakes - natural products (milk, yogurt, eggs, p / s meal), I baked them in a pan without oil, eat - with sour cream and soft cheese. Then why can not they fit into the framework of a healthy diet? In my opinion, a healthy and balanced breakfast, with slow carbohydrates, fats and proteins, all in place! A friend also argued, "because it's the pancakes." The iron logic, right?

Compliance with the rules of their own "healthy" food - Another feature ortoreksii. How often I hear this: "Yes, fry on bad / calorie butter. So I will fry in a useful (cold pressed / Extra Virgin) - so no harm by frying, because the oil is selected me - a useful product for the health. " It is a great mistake! By the way, all of the fried (and possible trade-offs) can be read in this article.

Yes, and here is another of the most common "sugar use is harmful, but fructose (the same in packages on the shelves in diabetic departments) - is another matter. It can and pastries, and children ... you can just diabetics - it means, it is possible and I am. " Friends, this fructose - not the kind that is found in fruits! In this article It described the damage that can cause to human health of the use of fructose.

A minimum of diversity in the diet. Indeed ortoreksiya characterized by minimizing variations on the theme dinners / breakfast / dinner / snacks.

If breakfast - oatmeal, exclusively. Snack - vegetables, fruit, or cottage cheese. If lunch - the chicken with buckwheat if dinner - the vegetables and the same breast (or fish).

Speeches and there is a sophisticated dishes of exquisite flavor combinations, variants feed variety of cereals, legumes and vegetables (fresh and cooked), in short, about the food, which brings true pleasure (which, of course, does not exclude the mineral components and proper cooking).

Pathological fear of fat. That is, the reduction to an absolute minimum fat in the diet, because "every fat - is harmful."

So, logically ortoreksikov, egg yolks without the need to have, because it is the excess fat and cholesterol; cheese, sour cream, and other fatty dairy products should be excluded altogether; consumption of oily fish also minimized.

While fats should be consumed per day 1 g per kg of your body weight. A "right" fats and does not need to be afraid (unroasted nuts, seeds, all kinds of cold-pressed oils, oily fish, avocados, flax cereal / flour).

Incidentally, in my article "Healthy Nutrition: Myths and Misconceptions" disassembled basic misjudgments people like taking their first steps on the path to proper nutrition, as well as those who are "wiser by experience." This information can also be useful.

And finally I want to say: If something of the above did you know yourself, it is an occasion, at least, the alert! Stop and reconsider their "proper diet." Do not drive yourself in the narrow confines of ortoreksii. Fear not eaten at night apple or banana pancakes for breakfast or a tiny piece of cake for dessert.

Love yourself, organize yourself chitmily, Let the little "weaknesses" in the form vkusnyashek with "pure" composition, and do not blame yourself for serving ice cream eaten in the summer heat. It is better to dedicate a few hours a week in sports (even at home), and most importantly - be in harmony with each other!

Наверное, все знакомы с термином анорексия. Надеюсь все же, что среди моих читателей таких нет – недуг этот поистине тяжелый, а путь к выздоровлению, как правило, долог. Но в этой статье речь пойдет не об этом, а о другом виде расстройства пищевого поведения, правда, направленном в иное русло. Орторексия — одержимость, характеризующаяся навязчивым стремление к «здоровому питанию», зацикленностью на выдуманных самим человеком правилах «полезности».

Данное расстройство — как навязчивая идея есть только «чистую» и «правильную» еду — приводит к значительным(!) ограничениям в выборе продуктов питания и бесконечным угрызениям совести на предмет того, что и сколько было съедено, и достаточно ли «правильным» был продукт или блюдо.

И хотя термин этот не широко распространен и едва ли знаком многим из вас, однако люди с подобным расстройством встречаются все чаще (в своей практике ведения блога в Instagram о вкусной и здоровой пище людей с выше перечисленными симптомами я встречала не раз). Поэтому и решила написать эту статью – возможно, она поможет кому-нибудь увидеть свои ошибки, пересмотреть свое отношение к «здоровому» питанию и еде в целом.

Орторексия: симптомы

Чтобы не быть голословной, приведу некоторые примеры.

По своему собственному наблюдению, для многих людей правильное питание, будто свод запретов и ограничений: «молочка жирнее 2% — нельзя; любая мука (будь она цельнозерновая, либо из зерновых/бобовых с низким гликемическим индексом) – под запретом; кусочек сливочного масла – под страхом смерти; фрукты после 16:00 – ни в коем случае; а бананы с их калорийностью – вообще ни под каким предлогом; белый рис и макароны – нет и еще раз нет!».

О таких яствах, как шоколад, домашние сладости, тортики (с «чистым» составом, но, разумеется, высокой калорийностью) и говорить не приходится! Да что там тортики – любые продукты (пусть даже полезные) с высокой жирностью либо гликемическим индексом (выше 50) под строжайшим запретом.

Их, по мнению орторексиков, нельзя никогда, ни в каких количествах и ни при каких обстоятельствах, иначе…случится страшное!

Однажды, приготовив свои любимые блинчики (из разных видов цельнозерновой муки), я услышала от подруги: «а такое разве допустимо при правильном питании?». А почему нет?.. Ведь в составе блинов – натуральные продукты (молоко, кефир, яйцо, ц/з мука), пекла я их на сковороде без масла, ела – со сметаной и мягким творогом. Тогда почему же они не могут вписываться в рамки здорового питания? По-моему, здоровый и сбалансированный завтрак, с медленными углеводами, жирами и белками, все на месте! Подруга же аргументировала: «потому что это блины». Железная логика, правда?

Соблюдение собственных правил «здорового» питания – еще одна особенность орторексии. Как часто мне приходится слышать такое: «Да, жарить на масле вредно/калорийно. Поэтому буду жарить на полезном (холодного отжима/Extra Virgin) – так вреда от жарки не будет, ведь выбранное мной масло – продукт полезный для здоровья». Это великое заблуждение! К слову, все о жареном (и возможных компромиссах) можно прочитать в этой статье.

Да, или вот еще из самого распространенного: «сахар употреблять вредно, но вот фруктоза (та самая в пакетах на полках в диабетических отделах) – другое дело. Ее можно и в выпечку, и детям…раз можно диабетикам – значит, можно и мне». Друзья, эта фруктоза – совсем не та, что содержится в фруктах! В этой статье описан вред, который может нанести здоровью человека употребление фруктозы.

Минимум разнообразия в рационе. Действительно орторексия характеризуется сведением к минимуму вариаций на тему обедов/завтраков/ужинов/перекусов.

Если завтрак — то исключительно овсянка. Перекус – овощи, фрукты либо творог. Если обед – то куриная грудка с гречкой, если ужин – то овощи и та же грудка (либо рыба).

Речи и нет о сложных блюдах, об изысканных вкусовых сочетаниях, вариантах подачи, многообразии круп, бобовых и овощей (свежих и приготовленных), словом, о еде, которая приносит истинное наслаждение (что, естественно, не исключает полезных составляющих и правильного приготовления).

Патологическая боязнь жира. То есть сведение к абсолютному минимуму жиров в рационе, ведь «всякий жир – это вред».

Так, по логике орторексиков, яйца необходимо есть без желтков, ведь это лишний жир и холестерин; сыр, сметану, прочую жирную молочную продукцию нужно исключить вовсе; потребление жирной рыбы также свести к минимуму.

Хотя жиров в день необходимо употреблять 1 г на каждый кг вашего веса. А «правильных» жиров так и вовсе бояться не нужно (необжаренные орехи, семечки, все виды масла холодного отжима, жирная рыба, авокадо, льняная каша/мука).

Кстати, в моей статье «Здоровое питание: мифы и заблуждения» разобраны основные ошибочные суждения людей как делающих первые шаги на пути к правильному питанию, так и тех, кто «умудрен опытом». Данная информация тоже может быть полезна.

И в завершение хочу сказать: если в чем-то из перечисленного вы узнали себя, это повод, как минимум, насторожиться! Остановитесь и пересмотрите свое «правильное питание». Не загоняйте себя в узкие рамки орторексии. Не бойтесь съеденного на ночь яблока или банана, блинов на завтрак или крохотного кусочка торта на десерт.

Любите себя, устраивайте себе читмилы, позволяйте маленькие «слабости» в виде вкусняшек с «чистым» составом и не вините себя за съеденную порцию мороженого в летний зной. Лучше посвятите пару часов в неделю спорту (хотя бы дома), а главное – будьте в гармонии с собой!