Are increasingly confronted with the fact that friends, acquaintances, and even blog subscribers interested in how to properly and "painless" to embark on the path of healthy eating; ask what you need to know about proper nutrition for weight loss, what its principles are fundamental. How to eat right and "efficient" (and at the same time delicious!) Just to reduce weight.

Since I have already written about the many aspects of a healthy lifestyle (and food!) In the "Good to know"And"Myths about food"In this article, I want to dwell on it for weight loss issue" proper diet. "

And first of all I want to say, as though it may seem boring and tedious, but for weight lossnecessary calculate the daily calories (Based on your physical activity and data) and create 20% deficit. This figure and should adhere to. Remember to start losing weight, you have to spend more than they consume!

First, this calculation may seem very stupid pastime, but, believe me, after a few days, you will know exactly how many calories are in a chicken breast, cottage cheese, any rump (by the way, the weight and calorie content are always considered in the dry state, not in the ready!) in raw vegetables and greens (calories there is negligible).

Proper nutrition for weight loss: the essence and fundamental principles

Let's say your daily rate 1800 calories (that is not enough, believe me!). How to distribute them throughout the day, so as not to feel a sense of hunger and, on the contrary, do not overeat? And through what intervals you need to have (or on an "as I want")?

1. First of all, remember: eat preferably at least 4-5 times a day in small portions. It is believed that split meals guarantee of good metabolic rate (metabolism), in which the body does not "stores" for the future, and tries to spend as much as possible, because He knows that at a certain time will receive the next portion of nutrients.

Meals should be every 3-4 hours (figure due to the fact that fats are beginning to be spent not earlier than 3 hours after the last meal, when the body begins to "feel" the energy deficit).

2. In between meals, be sure to drink water (except the deaf heard this simple rule: "Water is more important than the food") Based 30 1 ml per kg body weight (For example, I drink about 2h liters of water a day and weighs 56 kg).

So you start your day with a glass (or two) of water (cool or lukewarm), it is possible with a lemon. And only through 30-40 have breakfast minutes.

I also advise you to drink on an empty stomach 1 spoon (dessert or tablespoon) linseed oil. Do not be alarmed, "fat" - linseed oil, a storehouse of nutrients! The leader in content of Omega-3 fatty acids and omega-6, which a person can get only from the outside, the body can not synthesize them!

Paradoxically, when the body will receive the necessary amount of polyunsaturated fatty acids, fat metabolism is normalized (these acids and help the body to fight fat: butter splits it into glycerol and water and removes from the body, reduces the level of "bad" cholesterol). A bonus you get healthy skin, nails, hair, and other "side" positive effects.

So, in the morning on an empty stomach, you drink a spoonful of oil, through 5-10 minutes - the water, and after embarking 30 minutes for breakfast.

3. We return to distribution of calories during the day.

If we talk about them a percentage, based on 5 meals, the person closest to me, such a scheme, taking into account the maximum power consumption in the first half of the day (Pinpoint: if your activity, on the contrary, increases in the evening, adjust the scheme for themselves: eat more carbohydrates in the afternoon, so that the body had the strength, and he was thereby replenish the resource):

  • Breakfast - 25% (30%) of the total daily energy intake;
  • Snack - 15%;
  • Lunch - 35% (30%);
  • Snack - 10%;
  • Dinner - 15%.

Adjust the figures given your activity during the day and other factors.

4. Products non gratae.

It is necessary to understand which products are "undesirable"*in nutrition system (important: it does not meanThat this list - a taboo. But 100% one: bringing these products to a minimum, you will be able to lose weight effectively, because their calorie is high enough, and they do not saturate a long time):

  • bakery products from flour, baking whole;
  • sugar in all its manifestations, sweets;
  • "Fast" (simple) carbohydrates (high glycemic index potatoes, white rice, etc.. See the table at the bottom of the page). Exception - fruit, but abuse them is also not recommended if you are in the active weight loss phase.
  • fried (about the dangers of fried food is available here);
  • fatty sauces (mayonnaise and pr.analogi);
  • fat meat / minced meat / meat preparations ALL;
  • fat dairy products (more than 9%). In short, you have maximum control over the use of animal fats.

*Of course, some of these products should not be used for the reason that nothing useful they will not let the body (it is a confectionery, almost all of which contain transfats, Fatty and fried or precooked and so on.). But aboutsnovopolagayuschy principle remains the same - a calorie deficit!

Proper nutrition for weight loss: diet

I already wrote about it in one of his articles, but I repeat: 30% of all the calories you should be getting from proteins, 20% - from fats (mineral), 50% - from complex carbohydrates (ratio may vary based on the characteristics of the organism and your activity). So you will not feel hunger, and food will be comfortable for you, do not want to "gather additionally" calories from sweets and other junk foods.

Breakfast

So, we explain with specific examples. How should look like a perfect breakfast in the "correct diet food" system?

Ideally, it should combine complex carbohydrates (cereals from whole grains - not fast food cereals, whole-wheat flour / bread, bran) and protein (eggs, cottage cheese, lean meat / chicken / fish). Breakfast can add a small amount of essential fats (unroasted seeds or nuts, egg yolk, fatty red fish, avocados, unrefined oils).

To give specific examples:

Breakfast, option №1:oatmeal, buckwheat, millet (35-50 g dry cereals) + egg. Few nuts / seeds (10 g).

Option №2: scrambled eggs (the eggs, add a little milk (optional) and a few spoonfuls of oatmeal / bran / whole wheat flour). Few vegetables, a couple of slices of avocado.

Option №3:cheesecakes or casserole (limit the amount of sugar!). Preferably bake or fry in a skillet with nonstick oil free. Remember that in 100 1000 ml of oil almost kcal! Cheesecakes can add Greek yogurt (or sour cream - if the "fit" in the daily kbzhu) or soft cheese.

Option №4: useful pastries (Out of flax meal), perfectly combines proteins, complex carbohydrates and essential fats vegetable.

Option №5: cheese and bran (mix and leave to swell their 5-10 minutes). As a filling, topping you can use yogurt or fermented baked milk. Add some nuts, a little dried fruit (goji berries, prunes, raisins), or fresh berries.

I think the basic principle nutrition for weight loss clear: complex carbohydrates (mostly) + Protein, dozens of variations! Yes, you can make sandwiches and useful, for example, with red fish, chicken breast, homemade liver pate.

I could continue to list the variations on the theme of the breakfast in a system of proper nutrition, but it will be easier to go to my page in Instagram and review them there :)

Dinner

As for meal, by and large the same principles with only one modification: in the meal should be eaten basic protein (from what is necessary to eat per day!).

The perfect lunch: a complex carbohydrate (brown or red rice, buckwheat, beans, barley, millet, couscous, durum wheat pasta) 50-70 g dry, easily digestible protein (chicken, turkey, veal or beef, chicken liver, fish, squid and other seafood), vegetable salad (as a filling -. unrefined vegetable oil, lemon juice, soy sauce, balsamic vinegar).

Yes, vegetables as a source of dietary fiber has a must! That they are "clean" the body of toxins and impurities, also contributing to weight loss. What vegetables to eat? First of all, raw (any green, celery (stem and root), cabbage, carrots, cucumbers, tomatoes, radishes, radish, pepper, etc.).

Can I eat steamed vegetables (cabbage, zucchini, eggplant, etc.)? - Be careful, they often added a sufficient amount of vegetable oil, tomato sauces, mayonnaise, which significantly increases the calorie content. Fiber in them is almost no so good - at least. And it is logical that the glycemic index after heat treatment increases, keep in mind! Thus, almost no useless.

Speaking about vegetables that are not eaten fresh (broccoli, eggplant, cauliflower), I advise you to give preference to steamed, grilled or blanched. If you still simmer, then water. And remember that it is better to cook them "al dente" (even if they are not completely ready, but will remain slightly crunchy).

snacks

At first undershot You can afford a little bit of fruit. Fresh vegetables - a great option. You can eat some protein (cheese, quiches or cheesecakes), or drink a glass of sour milk / yogurt.

Drink a cup of coffee or tea with whole grain loaf. A handful of nuts is also possible to eat in the morning (remember that nuts are very fat and high-calorie product!).

second snack (Before dinner) - it's also fresh vegetables, cottage cheese, yogurt.

Dinner

This is an ideal protein (lean meat / fish / chicken) and fresh vegetables and herbs. Perhaps eat low-fat cottage cheese, omelette. It is advisable not to eat fast carbs for dinner (baked goods, fruits with high glycemic index), because in fact energy consumption is not expected (provided that you do not exercise after work), and energy simply have nowhere to go, unspent calories "will leave with a high probability "fat.

Proper nutrition for weight loss: the glycemic index foods

If you read my previous article on the topic of proper nutrition, it is probably in this section do not learn anything new. But repetition is known to be the mother of learning :)

Why proper nutrition system for weight loss, this figure is so important? GI determines how fast carbohydrate foods are able to break down in the body and converted into glucose.

The higher the HI, the faster the product is able to turn to glucose and the faster rises in blood sugar. Pancreas in response begins to produce insulin. It is, firstly, regulates the level of sugar in the blood, preventing it from rising above a certain norm; Second, insulin promotes the distribution of sugar in the tissues and organs, creating energy reserves in the form of fat!

If the rate of glucose proceeds faster than the rate of insulin intake (when we eat a product with a high GI), the pancreas produces a second release of insulin, and it is much more than the first time. Because, as a result, the blood glucose level drops sharply, and we feel irresistible urge to eat again (and usually something nutrient and carbohydrate).

Here for youformula is very simple: If the product is average or low GI, they are digested for a long time, gradually broken down and almost do not raise blood sugar levels. Your goal - to maintain blood sugar at the same level (products with low GI), then hunger will not "cover" you abruptly and often. But insulin is not to promote the conversion of excess sugar into fat!

Thus, Minimize carbohydrates, which the GOP above 60. Make a reservation: it is important not only for weight loss, but for a comfortable well-being (will not hunger assailed you often dramatically - as a result you will not overeat), digestive health in general. Of course, sometimes you can afford to and refined products, and sweet fruit, but they should be no more than 15% of the total amount of carbohydrates.

The basis of your diet should preferably be products GOP does not exceed 50. That is how you will lose weight "useful", and the body will be as comfortable as possible.

Below you can downloadtable HI, The most complete version of all. If a proper diet for weight loss and its principles for you is very important, the table is very useful to you.

I draw your attention, in the table there are no such products, such as fish, meat, poultry, eggs. This protein, they do not contain carbohydrates, but because their GI is virtually zero.

Download the table glycemic index foods.

More complete and detailed menu diet with recipes for each dayAs well as counting calories cm. here.

---------

Sources:

  • The glycemic index and glycemic load (table) / Forumonti - forumonti.com
  • McDonald P. Genetic diet Apo E. The solution weight problems, high cholesterol, cardiovascular disease and Alzheimer's disease. - SPb., 2011.

Все чаще сталкиваюсь с тем, что подруги, знакомые, да и подписчики в блоге интересуются, как правильно и «безболезненно» вступить на тропу здорового питания; спрашивают, что нужно знать про правильное питание для похудения, какие его принципы являются основополагающими. И как питаться правильно и «эффективно» (и вместе с тем вкусно!) именно с целью снижения веса.

Так как я уже писала о многих аспектах здорового образа жизни (и питания!) в разделах «Полезно знать» и «Мифы о еде», в этой статье я хочу подробнее остановиться именно на вопросе «правильное питание для похудения».

И прежде всего хочу сказать: как бы это ни казалось скучно и нудно, но для похудения необходимо рассчитать ежедневную норму калорий (исходя из ваших физических данных и активности) и создать 20% дефицит. Этой цифры и стоит придерживаться. Помните, чтобы начать терять в весе, вы должны тратить больше, чем потреблять!

Сначала этот подсчет может показаться очень бестолковым занятием, но, поверьте, уже через несколько дней, вы точно будете знать, сколько калорий в куриной грудке, твороге, любой крупе (кстати, вес и калорийность всегда считаются в сухом виде, НЕ в готовом!), в сырых овощах и зелени (калорий там ничтожно мало).

Правильное питание для похудения: суть и основополагающие принципы

Предположим, ваша дневная норма 1800 ккал (что не мало, поверьте!). Как распределить их в течение дня, чтобы не испытывать чувство голода и, наоборот, не переедать? И через какие промежутки времени нужно есть (или по принципу «как захочу»)?

1. Прежде всего запомните: питаться желательно не менее 4-5 раз в день небольшими порциями. Считается, что именно дробное питание залог хорошего метаболизма (обмена веществ), при котором организм не «запасает» впрок, а старается потратить как можно больше, т.к. знает, что в определенное время получит очередную порцию питательных веществ.

Приемы пищи должны быть каждые 3-4 часа (цифра обусловлена тем, что жиры начинают расходоваться не ранее, чем через 3 часа после последнего приема пищи, когда организм начинает «испытывать» дефицит энергии).

2. В перерывах между приемами пищи обязательно пить воду (разве что глухой не слышал этого простого правила: «вода важнее, чем еда») из расчета 30 мл на 1 кг веса (я, например, выпиваю около 2х литров воды в день при весе 56 кг).

Итак, свой день вы начинаете со стакана (или двух) воды (прохладной или чуть теплой), можно с лимоном. И только через 30-40 минут завтракаете.

Также я советую натощак выпивать 1 ложку (десертную либо столовую) льняного масла. Не пугайтесь «жира» — льняное масло, кладезь полезных веществ! Лидер по содержанию жирных кислот Омега-3 и Омега-6, которые человек может получить только извне, организм их не синтезирует!

Как это ни парадоксально, когда организм станет получать необходимое количество полиненасыщенных жирных кислот, жировой обмен нормализуется (эти кислоты и помогают организму бороться с жиром: масло расщепляет его на глицерин и воду и выводит из организма, снижает уровень «плохого» холестерина). А бонусом вы получаете здоровую кожу, ногти, волосы, и прочие «побочные» положительные эффекты.

Так, утром натощак вы выпиваете ложку масла, через 5-10 минут – воду, а через 30 минут приступаете к завтраку.

3. Вернемся к распределению калорий в течение дня.

Если говорить об их процентном соотношении, исходя из 5 приемов пищи, то лично мне ближе всего такая схема, учитывая максимальные энергозатраты в первой половине дня (заострю внимание: если ваша активность, наоборот, возрастает к вечеру, корректируйте эту схему под себя: ешьте больше углеводов во второй половине дня, чтобы у организма были силы, и ему было за счет чего восполнять ресурс):

  • Завтрак – 25% (30%) от всего дневного калоража;
  • Перекус – 15%;
  • Обед – 35% (30%);
  • Перекус – 10%;
  • Ужин – 15%.

Регулируйте эти показатели, учитывая вашу активность в течение дня и прочие факторы.

4. Продукты non gratae.

Необходимо уяснить, какие продукты являются «нежелательными»* в системе правильного питания (что важно: это не означает, что данный список — табу. Но 100% одно: сведя эти продукты к минимуму, похудеть вы сможете эффективней, поскольку их калорийность достаточно высока, а насыщают они не надолго):

  • хлебобулочные изделия из муки высшего сорта, вся сдоба;
  • сахар в любых его проявлениях, сладости;
  • «быстрые» (простые) углеводы (с высоким гликемическим индексом: картофель, белый рис и пр. См.таблицу внизу страницы). Исключение – фрукты, но злоупотреблять ими также не рекомендуется, если вы в активной фазе похудения.
  • жареное (о вреде жареной пищи читайте здесь);
  • жирные соусы (майонезы и пр.аналоги);
  • жирное мясо/фарши/ВСЕ мясные полуфабрикаты;
  • жирная молочная продукция (более 9%). Словом, вы должны максимально контролировать употребление животных жиров.

*Безусловно, часть из этих продуктов употреблять не следует по той причине, что ничего полезного они организму не дадут (речь идет о кондитерских изделиях, почти все из которых содержат трансжиры, жирном и жареном, полуфабрикатах и пр.). Но основополагающий принцип остается тем же — дефицит калорий!

Правильное питание для похудения: рацион

Я уже писала об этом в одной из своих статей, но повторюсь: 30% от всех потребляемых калорий вы должны получать из белков, 20% — из жиров (полезных), 50% — из сложных углеводов (соотношение может меняться, исходя из особенностей организма и вашей активности). Так вы не будете ощущать чувства голода, и питание будет для вас комфортным, не захочется «добирать» калории из сладостей и прочих нежелательных продуктов.

Завтрак

Итак, разберем на конкретных примерах. Как должен выглядеть идеальный завтрак в системе «правильное питание для похудения»?

В идеале он должен сочетать в себе сложные углеводы (каши из цельной крупы — НЕ хлопья быстрого приготовления, цельнозерновая мука/хлебцы, отруби) и белок (яйца, творог, нежирное мясо/курица/рыба). Дополнить завтрак можно небольшим количеством необходимых жиров (НЕобжаренные семечки или орехи, яичный желток, жирная красная рыба, авокадо, нерафинированные масла).

Приведу конкретные примеры:

Завтрак, вариант №1: овсянка, гречка, пшено (35-50 г крупы в сухом виде) + яйцо. Немного орешков/семечек (10 г).

Вариант №2: омлет (к яйцам добавьте немного молока (по желанию) и несколько ложек овсянки/отрубей/цельнозерновой муки). Немного овощей, пару долек авокадо.

Вариант №3: сырники или запеканка (ограничьте количество сахара!). Предпочтительней запекать в духовке либо жарить на сковородке с антипригарным покрытием без масла. Помните, что в 100 мл масла почти 1000 ккал! Дополнить сырники можно греческим йогуртом (или сметаной — если «вписывается» в дневной кбжу) либо мягким творогом.

Вариант №4: полезная выпечка (из льняной муки), идеально сочетающая в себе белки, сложные углеводы и необходимые растительные жиры.

Вариант №5: творог и отруби (смешайте и оставьте набухнуть их на 5-10 минут). В качестве заправки-топпинга можно использовать натуральный йогурт или ряженку. Добавьте немного орехов, чуть сухофруктов (ягоды годжи, чернослив, изюм) или свежих ягод.

Я думаю, основной принцип правильного питания для похудения понятен: СЛОЖНЫЕ УГЛЕВОДЫ (преимущественно) + БЕЛОК, вариаций десятки! Да, можно делать и полезные бутерброды, например, с красной рыбой, куриной грудкой, домашним паштетом из печени.

Я бы могла продолжать перечислять вариации на тему завтраков в системе правильного питания, но вам будет проще зайти на мою страницу в Instagram и ознакомиться с ними там:)

Обед

Что касается обеда, по большому счету принципы те же, с одной лишь поправкой: в этот прием пищи должно быть съедено основное количество белка (из того, что положено съесть за день!).

Идеальный обед: сложный углевод (бурый или красный рис, гречка, бобовые, перловка, пшено, кускус, макароны из твердых сортов пшеницы) 50-70 г в сухом виде, легкоусвояемый белок (куриная грудка, индейка, телятина или говядина, куриная печень, рыба, кальмары и пр. морепродукты), овощные салаты (в качестве заправки – нерафинированное растительное масло, лимонный сок, соевый соус, бальзамический уксус).

Да, овощи как источник клетчатки есть обязательно! Именно они «чистят» организм от токсинов и шлаков, также способствуя похудению. Какие овощи есть? Прежде всего, сырые (любая зелень, сельдерей (стебель и корень), капуста, морковь, огурцы, помидоры, редис, редька, перец и пр.).

Можно ли есть тушеные овощи (капусту, кабачки, баклажаны и пр)? – Будьте внимательны, часто в них добавляется достаточное количество растительного масла, томатные соусы, майонезы, что значительно увеличивает калорийность. Клетчатки в них почти не остается, поэтому пользы – минимум. И логично, что гликемический индекс после термической обработки возрастает, имейте в виду! Таким образом, почти не остается никакой пользы.

Говоря об овощах, которые не едят свежими (брокколи, баклажаны, цветная капуста), я советую отдать предпочтение приготовленным на пару, на гриле или бланшированным. Если все-таки тушить, то на воде. И помните, что лучше приготовить их «аль денте» (пусть они будут готовы не полностью, а останутся слегка хрустящими).

Перекусы

На первый перекус можете позволить себе немного фруктов. Свежие овощи – отличный вариант. Можно съесть немного белка (творога, запеканки или сырников) или выпить стакан ряженки/кефира.

Выпить чашку кофе или чая с цельнозерновым хлебцем. Горсть орехов также можно съесть в первой половине дня (помните, что орехи очень жирный и калорийный продукт!).

Второй перекус (перед ужином) – это также свежие овощи, творог, кефир.

Ужин

Это в идеале белок (нежирные мясо/рыба/курица) и свежие овощи, зелень. Возможно подкрепиться нежирным творогом, омлетом. Желательно не употреблять быстрые углеводы на ужин (выпечку, фрукты с высоким гликемическим индексом), ведь по сути энергозатрат не предвидится (при условии, что вы не занимаетесь спортом после работы), и энергии просто некуда будет деться, с большой вероятностью непотраченные калории «уйдут» в жир.

Правильное питание для похудения: гликемический индекс продуктов

Если вы читали мои предыдущие статьи на тему правильного питания, то, наверное, в этом параграфе ничего нового не узнаете. Но повторение, как известно, мать учения:)

Почему в системе правильного питания для похудения этот показатель так важен? ГИ определяет, с какой скоростью углеводсодержащие продукты способны расщепляться в организме и преобразовываться в глюкозу.

Чем выше ГИ, тем быстрее продукт способен превратиться в глюкозу и тем быстрее поднимается сахар в крови. Поджелудочная железа в ответ на это начинает вырабатывать инсулин. Он, во-первых, регулирует уровень сахара в крови, не давая ему подниматься выше определенной нормы; во-вторых, инсулин способствует распределению сахара по тканям и органам, создавая запасы энергии в виде жира!

Если скорость поступления глюкозы выше, чем скорость поступления инсулина (когда мы съедаем продукт с высоким ГИ), то поджелудочная железа производит повторный выброс инсулина, и его гораздо больше, чем в первый раз. Потому, как следствие, в крови резко падает уровень глюкозы, и мы испытываем непреодолимую потребность вновь поесть (и, как правило, что-нибудь питательное и углеводное).

Здесь для вас формула очень простая: если у продуктов средний или низкий ГИ, они долго перевариваются, постепенно расщепляются и почти не повышают в крови уровень сахара. Ваша цель — поддерживать уровень сахара на одном и том же уровне (продуктами с низким ГИ), тогда чувство голода не будет «накрывать» вас резко и часто. А инсулин не будет способствовать превращению лишнего сахара в жир!

Таким образом, сведите к минимуму углеводы, ГИ которых выше 60. Оговорюсь: это важно НЕ СТОЛЬКО для ПОХУДЕНИЯ, сколько для комфортного самочувствия (голод не будет одолевать вас часто и резко — в результате вы не будете переедать), пищеварения, здоровья в целом. Конечно, можно иногда позволять себе и рафинированные продукты, и сладкие фрукты, но они должны составлять не более 15% от общего количества углеводов.

В основе вашего рациона предпочтительно должны быть продукты с ГИ не выше 50. Именно так вы будете худеть «полезно», а организму будет максимально комфортно.

Ниже вы можете скачать таблицу ГИ, наиболее полную версию из всех существующих. Если правильное питание для похудения и его принципы для вас очень важны, таблица очень вам пригодится.

Обращаю ваше внимание: в таблице нет таких продуктов, как, например, рыба, мясо, птица, яйца. Это белок, в них не содержатся углеводы, а потому их ГИ практически равен нулю.

Скачать таблицу гликемических индексов продуктов.

Полное и более подробное меню для похудения с рецептами на каждый день, а также подсчетом калорий см. здесь.

—————————

Источники:

  • Гликемические индексы и гликемическая нагрузка (таблицы) / Форумонти — forumonti.com
  • Макдональд П. Генетическая диета Аро Е. Решение проблем веса, повышенного холестерина, сердечно-сосудистых заболеваний и болезни Альцгеймера. — СПб., 2011.