Proper nutrition: the prologue.

Increasingly, the network ignite controversy and debate on the topic of proper nutrition, "which means that" diet "? and whether it is a diet at all? that can be eaten and what can not? how many meals per day should be? and how to distribute daily food norm for all these meals? "

Not far to seek: opening the first few sites in the search results for that query, I put it mildly, was impressed. Information everywhere so diametrically opposite, and it seems that we are talking about completely different concepts.

Some are "authoritative" sources say that good nutrition means "light breakfast, but lunch and dinner tight" (yes, that's right :), others claim that meals per day should be strictly 3 (and no snacking! ). Others are active in the promotion of different diets and fasting days - this is supposedly the cornerstone. I do not want to list how many different misconceptions and myths are elevated to the truth in the first instance.

I embarked on a proper diet a few years ago, realizing that it would not hurt to throw a couple of extra kg (as a result spent much ... 13 - beside sudden :), change eating habits (painfully dependent I was on the sweet: full lunch or dinner could easily exchange on a bun, cake or chocolate. Now I just can not understand it and explain :), get rid of heaviness in the stomach after meals.

I began to study the question on books available to me (Paul BraggBernard Neal, Vydrevich, etc.) and the advice of renowned nutritionists.; go to the gym and listen to the instructions of the coach, read blogs graduates in the field of nutrition, nutritionists. And most importantly - the sight I had examples of friends and acquaintances who adhere to a healthy lifestyle, all the same fundamentals of good nutrition, and have achieved real success (weight loss, improved health, a change in eating habits).

The basic principles of good nutrition.

So I brought for himself his own "formula" proper nutrition (by and large, the basics of "my" proper nutrition are the same as with most, but perhaps there are some subtleties tailored just for my body and comfortable work ).

Let's start with the fact that meals throughout the day should ideally be 5 (breakfast, lunch / snack, lunch, afternoon tea / snack, dinner).

Why optimally 5, rather than 3 or 2 (because sometimes at work or in a hurry we are able to eat times 2 per day, and we even do not seem to feel discomfort or hunger)? It's simple: five meals will help keep your blood sugar at a constant level, and you'll feel as comfortable as possible (no sudden bursts of hunger and, as a consequence, not overeating at the next meal). This is especially true for those who suffer from diabetes.

Eating should be every 3 hours. How to keep up hungry in such a short time? First, eat small portions (for example, if you cook porridge for breakfast, it is no longer 30-40 grams in dry form; lunch - 40-50 grams of dry cereal). And secondly, it is in fact of the whole point is not to keep up hungry!

This is how your body is able to maintain the speed at a high level of metabolism and not to store for future use (if you eat 2-3 times a day, and there is an acute sense of hunger between meals, which is a stress to the body and a signal to, to slow down the metabolism and "store" fat).

If we talk about the percentage ratio of the distribution of food throughout the day, the closest to me such a scheme:

  • Breakfast - 25% of the total food per day;
  • Snack - 15%;
  • Lunch - 35%;
  • Snack - 10%;
  • Dinner - 15%.

Of course, this scheme is conditional, do not take it as an axiom. And if, say, you want to eat breakfast a little more, and during dinner a little less - nothing critical about it. The main thing to remember that your dinner should be the "light" from all main meals and not earlier than 3-4 hours before bedtime.

Proper nutrition: meals and their nutritional value.

Now the fun part. I want to dwell on that should look like the meals in terms of nutritional value.

The ideal breakfast should consist of complex carbohydrates (cereals such as oats, millet, buckwheat, whole-grain bread) (!), Protein and a small portion of the "quality" of unsaturated fats (nuts, fat red fish, unrefined vegetable oils).

By the way, I remind you that the complex (or "slow") carbohydrates - are carbohydrates with a low glycemic index (below 60), they are slowly digested, providing our body with the necessary energy and causing a sharp rise in blood insulin.

Variations are numerous: it can be oatmeal with nuts (or a spoon of vegetable oil), and egg; Cottage cheese casserole or cheese cakes (instead of the usual add semolina semolina from durum wheat or wholegrain flour) is also a handful of nuts; cheese and bran; a few sandwiches of whole grain breads with red fish; omelet (add the spoon Whole-grain cereal / oatmeal and a little bran) with greens + teaspoon of flaxseed oil;"Correct" pastries from flax flour and curd.

In short, the breakfast should be dense and nutritious. Consider skipping breakfast, you will never lose weight (and risk "to get to» uneaten carbohydrates in the evening, then they will go straight to fat).

At the snack / lunch, it is desirable to eat vegetables or fruit (short, fat), cheese, a small handful of nuts (20-30 c).

The lunch should be eaten daily dose of basic protein (lean meat, chicken, fish, seafood), slow carbohydrates (cereals, durum wheat pasta, beans), fresh vegetables, seasoned with a small amount of vegetable oil.

Please note that fast food and simple carbohydrates (pasta group B, potatoes, flour) should be deleted.

Finally, remember the "rule of one dish": no first-second-third. If you are a fan of soup (and you can not give it up), then you have to give up the second course; but this idea is not very good as the soup combines balanced proportions of proteins, fats, carbohydrates. It is, rather, a kind of relic of the Soviet: how to feed a big family a cost-effective (and as a result - to fill the stomach waste products). Of course, I myself sometimes not averse to eat delicious hot borscht, or soups, but in everything you need to know when to stop!

At snack before dinner you can also eat a serving of fruit, a handful of nuts (literally 5-10 pieces, remember their calories!), Drink a cup of yogurt or sour milk.

Dinner (for 3-4 hours before bedtime) should be as protein (eggs, omelets, fish or chicken, low-fat cottage cheese), it can be supplemented by fresh non-starchy vegetables (lettuce, cucumbers, radishes, carrots, celery). Fats bedtime is best not to abuse, and to lean on cereals needed for lunch :)

Also, do not stand to eat before going to bed dairy products (the most common misconception: "I drink a minute kefirchik at night, from him for sure no harm"): they contain lactose (milk sugar), which is likely during the night, "goes" is not there. Zamon, before going to bed (if horror as you want), it is best to eat egg whites, vegetables (from the allowed list above), but not fruit.

Proper nutrition and weight loss.

Of course, to begin to develop a program of proper nutrition for yourself you have to with the distribution and counting the total number of calories a day. To lose weight, you must consume at least 20% less calories than you spend (whether walking to work and from work, running or working out at home).

Calculate recommended just for you daily amount of calories (based on age and physical activity) can be in the form at the top right. Just enter your data there.

Remember that 30% of the total calories you need to get from proteins, 20% - from fats, 50% - from complex carbohydrates. So you will not feel hunger, and food regime will be comfortable for you, do not want to "gather additionally" calories from sweets and other "zapreschenki".

Try to eliminate or minimize the quick carbohydrates in your diet. If these are still present (sweet fruit with a high glycemic index, a piece of chocolate on an exceptional basis), to use them better in the morning, before 13: 00 hours.

I think it goes without saying that if you want to lose weight, on the sweets (in any form), baking, fried and too fat, you need to forget. If you live without the sweet is not possible to read my post on sweetenersPerhaps he will be useful to you.

As regards the composition of products, ideally choose and buy the ones that "composition" as such does not have, in principle, contain or 1-2 component (cereals, meat, fish, poultry, milk, cheese, vegetables, fruits). Try to avoid those foods that were invented by the power industry in recent years 100 (Dada, I'm not kidding).

Prefer not processed products (meat and not beef, or worse, ready burgers / sausages), cereal whole grains rather than flakes.

The role of water in nutrition.

And last (but not least!) - Be sure to drink water, it is directly involved in all metabolic processes, it helps tissue to remove toxins and toxins, thereby participating in the process of losing weight. Water must be plain: drinking non-carbonated.

At a minimum, you need to drink 30 1 ml per kg of your body weight. That is, if you weigh 60 kg, then the calculation is as follows: 60 * 0,03 = 1,8 liters. Again, it is not a liquid as a whole (tea and coffee, soup and fruit compote does not count!), Namely clean water.

By the way, if you drink coffee, do not forget to replenish the fluid plus a glass of water (after all, Caffeine takes it out of the body).

How to drink water, right? The rule is simple: no earlier than 30 minutes before meals and at least 30 minutes later after.

Make it a rule to start your day with a glass (or two) of water on an empty stomach, for 30 minutes before a meal. This stimulates the vital processes of the body, which proceeded slowly during the night, are replenished liquid stocks, we spent the night. Thus starts the gastrointestinal tract. This facilitates easy and rapid emptying of the bowel, and easy digestion of food that you eat at breakfast.

Правильное питание: пролог.

Все чаще и чаще в сети разгораются споры и полемика на тему правильного питания: «что подразумевает эта «диета»? и диета ли это в принципе? что можно есть, а что нельзя? сколько приемов пищи должно быть в день? и как правильно распределить дневную норму еды на все эти приемы пищи?»

Далеко ходить не надо: открыв первые несколько сайтов в поисковой выдаче по данному запросу, я, мягко говоря, была поражена. Информация везде настолько диаметрально противоположная, и создается впечатление, что речь идет об абсолютно разных понятиях.

Одни «авторитетные» источники пишут о том, что правильное питание подразумевает «легкий завтрак, но плотный обед и ужин» (да-да, именно так:), другие заявляют, что приемов пищи за день должно быть строго 3 (и никаких перекусов!). Третьи ведут активную пропаганду различных диет и разгрузочных дней – якобы это основа основ. Даже перечислять не хочется, сколько разных заблуждений и мифов возводятся в ранг истины в первой инстанции.

Я же встала на путь правильного питания несколько лет назад, понимая, что не мешало бы скинуть пару-тройку лишних кг (а в результате ушло аж…13 – неожиданное рядом:), поменять пищевые привычки (уж больно зависима я была от сладкого: полноценный обед или ужин могла легко променять на булочку, пирожное или шоколадку. Сейчас я просто не в силах это понять и объяснить:), избавиться от тяжести в желудке после приемов пищи.

Я стала изучать вопрос по доступным мне книгам (Пол Брэгг, Бернард Нил, Выдревич и пр.) и советам известных диетологов; посещать спортзал и прислушиваться к наставлениям тренера, читать блоги дипломированных специалистов в области питания, нутрициологов. А главное — перед глазами у меня были примеры друзей и знакомых, придерживающихся здорового образа жизни, все тех же основ правильного питания, и добившихся реальных успехов (похудение, улучшение состояния здоровья, изменение привычек в питании).

Основные принципы правильного питания.

Таким образом, я вывела для себя свою собственную «формулу» правильного питания (по большому счету, основы «моего» правильного питания такие же, как и у большинства; но, возможно, имеются некоторое тонкости, адаптированные именно под мой организм и его комфортную работу).

Итак, начну с того, что приемов пищи в течение дня в идеале должно быть 5 (завтрак, второй завтрак/перекус, обед, полдник/перекус, ужин).

Почему оптимально 5, а не 3 или 2 (ведь порой за работой или впопыхах нам удается поесть раза 2 за день, и мы даже вроде бы не ощущаем дискомфорта или чувства голода)? Все просто: пять приемов пищи помогут сахару в крови оставаться на одном неизменном уровне, и вы будете чувствовать себя максимально комфортно (без резких всплесков голода и, как следствие, не переедите во время очередного приема пищи). Это особенно актуально для тех, кто страдает диабетом.

Принимать пищу следует каждые 3 часа. Как же успевать проголодаться за такое короткое время? Во-первых, ешьте маленькими порциями (скажем, если варите кашу на завтрак, то не больше 30-40 грамм в сухом виде; в обед – 40-50 грамм сухой крупы). А во-вторых, именно в том-то вся и соль, чтобы не успевать проголодаться!

Именно так ваш организм сможет поддерживать скорость обмена веществ на высоком уровне, а не запасать впрок (в случае, если едите вы 2-3 раза в день, а между приемами пищи ощущаете острое чувство голода, что является стрессом для организма и сигналом к тому, чтобы замедлять метаболизм и «запасать» жир).

Если говорить о процентном соотношении распределения еды в течение дня, то мне ближе всего такая схема:

  • Завтрак – 25% от всей еды за день;
  • Перекус – 15%;
  • Обед – 35%;
  • Перекус – 10%;
  • Ужин – 15%.

Разумеется, данная схема условна, не стоит воспринимать ее, как аксиому. И если, скажем, на завтрак вы захотите съесть чуть больше, а во время обеда чуть меньше, — ничего критичного в этом нет. Главное помнить, что ваш ужин должен быть самым «легким» из всех основных приемов пищи и не раньше, чем за 3-4 часа до сна.

Правильное питание: приемы пищи и их питательная ценность.

Теперь самое интересное. Хочу остановиться на том, как должны выглядеть приемы пищи с точки зрения питательной ценности.

Идеальный завтрак должен состоять из сложных (!) углеводов (крупы типа овсянки, пшена, гречки; цельнозерновые хлебцы), белка и небольшой порции «качественных» ненасыщенных жиров (орехи, жирная красная рыба, нерафинированные растительные масла).

Кстати, напомню, что сложные (или «медленные») углеводы – это углеводы с невысоким гликемическим индексом (ниже 60), они медленно усваиваются, снабжая наш организм необходимой энергией и не вызывая резкого подъема инсулина в крови.

Вариаций множество: это может быть овсянка с орехами (либо ложкой растительного масла) и яйцо; творожная запеканка или сырники (вместо обычной манки добавляйте манку из твердых сортов пшеницы либо цельнозерновую муку) также с горстью орешков; творог с отрубями; несколько бутербродов из цельнозерновых хлебцев с красной рыбой; омлет (добавьте в него ложку цельнозерновой муки/овсянки и немного отрубей) с зеленью + ложка льняного масла; «правильная» выпечка из льняной муки и творога.

Словом, завтрак должен быть плотным и питательным. Учтите, пропуская завтрак, вы никогда не похудеете (а также рискуете «добрать» несъеденные углеводы вечером, тогда они отправятся прямиком в жир).

На перекус/второй завтрак желательно съесть овощи или фрукты (словом, клетчатку), творог, небольшую горсть орехов (20-30 гр).

В обед должна быть съедена основная доза дневного белка (нежирное мясо, курица, рыба, морепродукты), медленные углеводы (крупы, макароны из твердых сортов пшеницы, бобовые), свежие овощи, заправленные небольшим количеством растительного масла.

Обратите внимание, что фастфуд и простые углеводы (макаронные изделия группы B, картошка, мучное) необходимо исключить.

И, наконец, запомните «правило одной тарелки»: никаких первое-второе-третье. Если вы фанат супа (и не можете от него отказаться), значит, вам придется отказаться от второго блюда; но идея эта не очень хороша, так как суп не сочетает в себе сбалансированной пропорции белков-жиров-углеводов. Это, скорее, этакий советский пережиток: как накормить большую семью с наименьшими затратами (а как результат – набить желудок ненужными продуктами). Конечно, я сама иногда не прочь съесть горячего борща или вкуснейшей солянки, но во всем нужно знать меру!

На перекус перед ужином можно также съесть порцию фруктов, горсть орехов (буквально 5-10 штук, помните об их калорийности!), выпить чашку кефира или ряженки.

Ужин (за 3-4 часа до сна) должен быть максимально белковым (яйца, омлеты, рыба или курица, нежирный творог), его можно дополнить свежими некрахмалистыми овощами (листья салата, огурцы, редис, морковь, сельдерей). Жирами перед сном лучше не злоупотреблять, да и на крупы налегать нужно было в обед:)

Также не устоит употреблять перед сном молочные продукты (самое распространенное заблуждение: «выпью-ка я кефирчика на ночь, от него точно никакого вреда»): они содержат лактозу (молочный сахар), который с большой вероятностью ночью «уйдет» не туда. Замоните, перед сном (если жуть как хочется) лучше всего съесть яичный белок, овощи (из разрешенного списка выше), а не фрукты.

Правильное питание и похудение.

Естественно, начинать разрабатывать программу правильного питания для себя вы должны с распределения и подсчета общего количество калорий в день. Чтобы терять вес, необходимо потреблять хотя бы на 20% меньше калорий, чем вы тратите (будь то ходьба до работы и с работы, бег или тренировки дома).

Рассчитать рекомендуемое именно для вас суточное количество калорий  (с учетом возраста и физической нагрузки) можно в форме справа вверху. Просто введите туда свои данные.

Помните, что 30% от всех калорий необходимо получать из белков, 20% — из жиров, 50% — из сложных углеводов. Так вы не будете ощущать чувства голода, и питание по режиму будет для вас комфортным, не захочется «добирать» калории из сладостей и прочей «запрещенки».

Старайтесь исключить или свести к минимуму быстрые углеводы в вашем рационе. Если таковые все-таки присутствуют (сладкие фрукты с высоким гликемическим индексом, кусочек шоколада в порядке исключения), употребить их лучше в первой половине дня, до 13:00 часов.

Думаю, не стоит и говорить, что, если вы хотите похудеть, о сладостях (в любых проявлениях), выпечке, жареном и чересчур жирном вам необходимо забыть. Если жить без сладкого не представляется возможным, прочитайте мой пост о заменителях сахара, возможно, он окажется вам полезным.

Что касается состава продуктов, в идеале выбирать и покупать те, которые «состава» как такового не имеют в принципе или содержат 1-2 компонента (крупы, мясо, рыба, птица, молоко, творог, овощи, фрукты). Старайтесь избегать тех продуктов, которые были изобретены индустрией питания в последние 100 лет (дада, я не шучу).

Отдавайте предпочтение не переработанным продуктам (мясо, а не фарш или, того хуже, готовые котлеты/колбасы), крупы из цельного зерна, а не хлопья.

Роль воды в правильном питании.

И последнее (но не по важности!) – обязательно пейте воду, именно она принимает непосредственное участие во всех обменных процессах, помогает клетчатке выводить шлаки и токсины, тем самым участвуя в процессе похудения. Вода должна быть обычная: питьевая негазированная.

Как минимум, выпивать нужно 30 мл на 1 кг вашего веса. То есть, если вы весите 60 кг, то расчет будет таков: 60*0,03=1,8 литра. Повторюсь, речь идет не о жидкости в целом (чай и кофе, суп и компот не в счет!), а именно о чистой воде.

Кстати, если вы пьете кофе, не забывайте восполнять жидкость лишним стаканом воды (ведь кофеин выводит ее из организма).

Как правильно пить воду? Правило простое: не раньше, чем за 30 минут до еды, и, как минимум, минут через 30 после.

Возьмите за правило начинать свой день со стакана (или двух) воды натощак, за 30 минут до еды. В результате активизируются жизненные процессы организма, которые протекали медленнее во время ночного сна, восполняются запасы жидкости, истраченные ночью. При этом начинает работать желудочно-кишечный тракт. Это способствует легкому и быстрому опорожнению кишечника и легкому усвоению пищи, которую вы съедите за завтраком.